Время воспользоваться новыми перспективами?


Краснодар. Январь. В ТЦ «Краснодар-Сити» из пяти бельевых магазинов четыре заявили о намерении разорвать договор аренды.

В Рязани в этот же период также закрывается ряд бельевых магазинов. Причем, освобождаются шикарные торговые площадки как в стрит-ритейле, так и в торговых центрах.

Перечислять города и количество закрывающихся бельевых магазинов можно до бесконечности. «Кризис!» — скажете вы. И будете и правы, и нет.

В чем правы? В том, что именно кризис спровоцировал прекращение деятельности в достаточно короткий период времени такого количества магазинов по всей стране.

В чем НЕ правы? В том, что если бы кризис не случился, то эти магазины все-равно закрылись бы, но в более растянутый во времени интервал.

Откуда такие выводы? Давайте признаем, что еще в докризисные времена ряд бельевых магазинов принадлежащих как региональным, так и федеральным сетям, демонстрировали не лучшие финансовые результаты. Владельцы сетей быстро наращивали свое присутствие в регионах, а поэтому, как показал анализ, не успевали управлять вновь открывающимися магазинами.

Ведь что такое управление магазином? Это, в первую очередь, контроль всех процессов. В частности, контроль работы персонала. Обученный и профессиональный персонал, на который можно положиться, подбирают и воспитывают годами. И даже в этом случае, личное присутствие собственника (пусть даже в виде нечастых, но регулярных, посещений магазинов) обязательно! А при темпах открытия федеральными сетями новых магазинов, которые можно было наблюдать в последние годы, да еще при разбросе розничных точек по всей стране, быть уверенным, что нанятый персонал соответствует предъявляемым требованиям, и делает все возможное для эффективной работы магазина, не приходится.

Не последнее место в управлении магазинами занимает и контроль ассортиментной и ценовой политики. Даже работая в формате федеральной сети, адаптация ассортиментной матрицы в каждом конкретном магазине к потребностям местных потребителей жизненно необходима. Эти задачи легко решаются, если у собственника один-два магазина, но если их не один десяток, то вероятность появления погрешности существует даже при наличии специализированных логистических программ. За всеми этими «погрешностями» маячит призрак человеческого фактора (читай: непрофессионализм, незаинтересованность и т.д. персонала): «не заметили» пересорт, «забыли» написать служебку на корректировку базы данных и т.п. Отчасти эти ошибки исправляются инвентаризациями и работой сотрудников ассортиментного отдела. Но и в этом случае мы опять попадаем в зависимость от наемных менеджеров. Вот и получается, что магазин «недобирал» оборот месяцами (а то и годами). Часто работая все это время ниже точки безубыточности. А собственник пребывал в тумане иллюзий, или грамотной «обработки» наемными управленцами, которые просто боялись потерять свое место. В результате собственник не видит реального положения или считает, что это и есть нормальный оборот магазина на период «раскрутки» (а сколько лет магазин должен «раскручиваться»?). В отдельных случаях есть понимание, что магазины работают с финансовыми показателями далекими от минимально допустимых, но, или не получается принять волевое решение о закрытии таких розничных точек (жалко, ведь столько уже вложено), или теплится надежда (бывает, что даже предпринимаются бессистемные попытки исправить ситуацию), что все образуется. Но, как бы то ни было, каждый такой магазин из месяца в месяц накапливал «снежный ком» убытков.

Было бы очень оптимистично полагать, что магазин с первого месяца работы начнет приносить доход. Однако, по моему глубокому убеждению, если розничная точка, пройдя период «раскрутки», не в состоянии в период сезонного спада торговать с оборотом выше точки безубыточности, то с таким магазином не все в порядке. Проблемы могут быть: с персоналом, ассортиментом, ценообразованием, местоположением, расходами и др.

Можно перечислить еще ряд факторов, которым уделялось недостаточно внимания при управлении магазинами, но главное, мы разобрались, что проблемы в управлении стали следствием и одной из причин низкой рентабельности магазинов в предкризисный период. Естественно, что при таком положении вещей, решение о закрытии в период кризиса ряда нерентабельных розничных точек стало очевидным.

С другой стороны, не нужно забывать, еще об одной важной составляющей, повлиявшей на массовое закрытие бельевых магазинов в первые же месяцы снижения объемов продаж — развивая розничные сети, владельцы этих сетей вынуждены были брать кредиты.

Снижение потребительской активности, провалы в управлении сетями, наличие нерентабельных (или назовем это мягче – не успевших «раскрутиться» и выйти на точку безубыточности) магазинов, необходимость ежемесячно гасить банковские проценты (а то и время погашения очередного кредита уже приблизилось) вынудило собственников сделать выбор. Каждому владельцу пришлось решить — закрыть все то, что не успело «раскрутиться», оставив лишь гарантированно доходные направления, или же через несколько месяцев «содержания» нерентабельных розничных точек потерять вообще все. Многие приняли решение о закрытии части магазинов.

Напрашивается вопрос: Что дальше?

Пока очевидно одно — в течение ближайших нескольких месяцев освободится большое количество привлекательных торговых площадок и часть игроков, если и не уйдет с рынка, то заметно ослабит свои позиции. Не разумно было бы этим не воспользоваться. Казалось бы, самое простое решение – это быстро занять освободившиеся площади под собственные магазины. Для тех, у кого есть свободные средства – это шанс поучаствовать в переделе рынка!

Однако, как ни парадоксально, но и для компаний, которые стоят на грани разорения, тоже появился шанс не только выжить, но и укрепить собственные позиции.

Вы никогда не обращали внимание, что магазины работающие на условиях франчайзинга всегда показывают заметно лучшие результаты, чем просто сетевые? И кризис такие магазины переживут легче. Ведь этими магазинами управляют не наемные менеджеры, а непосредственно владельцы (франчайзи). Если надо сократить расходы, или разобраться с причинами низких продаж, собственник таких магазинов без проблем сам встанет за кассу. И пару месяцев без зарплаты посидит. И ассортимент адаптирует под местных потребителей. И работу персонала лишний раз проконтролирует. И много еще чего другого сделает для нормального функционирования розничной точки.

Учитывая все выше сказанное, я считаю, что сейчас, как никогда, самое время обратить серьезное внимание на развитие франчайзинга. Причем, потенциальным партнерам можно предлагать не только открывать новые магазины, но и передавать под управление уже существующие розничные точки. Особенно те, которые имеют потенциал, но по каким-то причинам показывающие низкий финансовый результат. Таким образом, вы и сеть сохраните, и риски снизите, и эффективность работы магазинов повысите.

Давайте еще раз кратко перечислим основные выгоды для франчайзи от покупки франшизы именно в этот период времени:

  • большая вероятность снижения уровня конкуренции. Некогда сильные игроки теряют свои позиции в регионах, большое количество магазинов вообще закрывается. При такой тенденции, даже при снижении спроса, оставшиеся магазины примут на себя весь поток активных покупателей. В отдельных случаях это позволит получить даже лучшие по сравнению с докризисным периодом финансовые показатели;
  • появилась возможность выбрать лучшие торговые площадки. Как говорилось выше, уже начали освобождаться торговые места, которые еще несколько месяцев назад получить было практически не возможно;
  • снизились расходы. Ведь по мимо того, что освобождаются привлекательные торговые места, так и величина арендной платы уже заметно изменилась в сторону понижения. Владельцы торговых центров (как бы они не делали вид, что у них «все в шоколаде») вынуждены в последние месяцы снижать арендную плату. Кроме этого, заметно снизились ставки заработной платы, стоимость обучения и т.п.;
  • персонал. Из-за массовых сокращений появилась возможность в рамках выделенного бюджета в фонд оплаты труда нанять более профессиональный и более мотивированный на работу персонал.

Ну что, есть смысл обратить внимание на это направление развития?

В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что кризис – это не всегда потеря наработанных позиций. Иногда это новые возможности. Нужно только вовремя их увидеть и суметь ими воспользоваться.

Уверен, что свои возможности вы уже не только увидели, но и начали реализовывать.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.